Марина Леандрова. Анализ результатов парламентских выборов марта 2009 года в Черногории.

,

1. Институциональный дизайн и политическая культура.

1.1. Политическая система

По форме правления Черногория представляет собой парламентскую республику. Конституция государства была принята в 2007 году, в соответствии с ней Черногория является свободным, демократическим, экологичным государством социальной справедливости, основанным на принципах верховенства закона. Структура федеральных органов включает в себя три ветви власти и президентский пост, не относящийся ни к одной из них. На президентских выборах 2008 годов победу одержал Филип Вуянович. Законодательную власть в стране осуществляет Скупщина – однопалатный парламент. В состав Скупщины входит 81 депутат. Высший исполнительный орган Черногории – Правительство (Влада), состав правительства  утверждается Скупщиной по предложению президента. Судебная власть состоит из двух уровней, помимо Верховного суда, в республике действует Конституционный суд.

1.2. Избирательная система

Избирательная система Черногории обладает определенными особенностями. Законодательный орган страны избирается по пропорциональной избирательной системе в ходе прямого тайного голосования сроком на 4 года. В соответствии с Уставом государства на каждую тысячу человек избирается один депутат. Политическим партиям и коалициям для получения мест в Скупщине необходимо преодолеть 3-% барьер. Скупщина Черногории в настоящее время состоит из 81 депутата, среди них на общих основаниях избраны 77, 4 албанских представителя выдвинуты албанскими меньшинствами.

1.3. Политический режим

Общественно-политическая и экономическая ситуация в государстве отнесена экспертами Freedom House к «частично демократическим». Индекс политических прав и свобод в Черногории равен 3. Ключевыми проблемами государства называют этнические противостояния, экономические проблемы и коррупцию в органах власти. Согласно обзору Freedom House независимости СМИ по странам мира, Черногория входит в восьмерку стран Центральной и Восточной Европы, классифицируемых как «свободные». Среди недостатков черногорских СМИ была отмечена повышенная степень ангажированности журналистов.

1.4. Политическая (гражданская) культура

Черногорцы отличаются средней степенью политического интереса (высокий уровень избирательной активности, многочисленность политических и общественных объединений), низкой степенью готовности участвовать в политических акциях и высоким уровнем доверия к существующей властной элите (высокая, стабильно возрастающая поддержка одной партии в составе коалиций). Эти особенности позволяют охарактеризовать политическую культуру страны как пассивную культуру наблюдателей.

1.5. Социально-экономическая ситуация

Главные направления черногорской экономики – туристско-рекреационное, строительное и сельское хозяйство. В настоящее время быстрыми темпами в стране развивается туризм. В Черногории только юг привлекает внимание инвесторов, в то время как север страны представляет собой экономически депрессивную зону. По официальным статистическим данным, в Черногории 12 % населения живет ниже черты бедности, а 30% населения находится на грани этой черты.

Основные внешнеторговые партнеры Черногории – Сербия, Италия, Германия, Греция, Словения и Хорватия. Ключевые статьи экспорта Черногории – алюминий (более 50%), металлопродукция, минеральные масла. В структуре Черногорского импорта преобладают автомобили, минеральное топливо, энергетическое оборудование и машины.

Экономика Черногории в очень большой степени зависит от двух секторов: туризма и недвижимости. Плюсом Черногории в условиях разыгравшегося глобального экономического кризиса является небольшой размер экономики, при котором привлечение нескольких крупных инвесторов может поддержать экономику и обеспечить необходимый приток капиталов в систему.

Индекс человеческого развития Черногории эксперты оценивают как высокий, он составляет 0,822, при этом страна занимает 64 место в рейтинге из 179 стран. Среди основных минусов социально-экономической ситуации в государстве называют уровень образования черногорцев и экономические проблемы. Жители Черногории оценивают общественно-политическую обстановку в стране как удовлетворительную (средний уровень – 6 баллов из 10).

2006 2007 2008
ВВП (млн. евро) 2148,90 2807,90 5494,88
Индекс ВВП (%) 108,60 110,70
Номинальный месячный доход (евро) 377,36 497,00
Индекс номинальных доходов(%) 114,80
Занятость (чел.) 150800,00 156408,00 166221,00
Занятость (%) 24,32 23,97 24,28
 

2. Общие результаты выборов и динамика.

2.1. Политический итог выборов
 

Проведение в 2009 году досрочных парламентских выборов было вызвано, по информации официальных источников,  необходимостью заручиться поддержкой электората для дальнейшего реформирования страны в целях сближения и постепенной интеграции в ЕС и НАТО. Среди прочих причин доминирует версия о стремлении правящей коалиции сохранить власть вопреки негативным последствиям финансово-экономического кризиса, которые в ближайшее время, по прогнозам экономистов, существенно изменят экономический климат в регионе.

В выборах приняли участие 16 партийно-политических блоков и объединений: 7 коалиций и 9 партий. Наибольшее количество голосов (51,9%) получила коалиция «Европейская Черногория», включающая в себя 4 партии – блок Демократическая партия социалистов (ДПС), Социал-демократическая партия (СДП), Хорватская гражданская инициатива, Бошняцкая партия (БС). Победа данной коалиции ни для кого не стала неожиданностью, блок ДПС возглавляет Мило Джуканович, премьер-министр страны, являющийся ключевой политической фигурой Черногории. Второй результат (16,9%) продемонстрировала оппозиционная «Социалистическая народная партия». «Новая Сербская демократия» (8,9%) и «Движение за перемены» (6,04%) так же преодолели необходимый заградительный барьер для прохождения в Скупщину. Особое место в политической жизни Черногории занимают многочисленные проалбанские партии, оказывающие влияние на внутриполитическую ситуацию и, независимо от результатов голосования, имеющие своих представителей в Скупщине. В парламентских выборах участвовали четыре таких политических объединения: «Демократическая уния за албанцев», «Форца», «Албанский список» и «Албанская коалиция — Перспектива».

В соответствии с набранными процентами депутатские мандаты в Скупщине распределились следующим образом: «Европейская Черногория» – 48 мандатов, «Социалистическая народная партия» – 16, «Новая Сербская демократия» – 8, «Движение за перемены» – 5. По одному мандату получили четыре албанские партии (Демократическая уния за албанцев, «Форца», Албанский список и Албанская коалиция — Перспектива) по квотам как партии национальных меньшинств. Кандидатура Мило Джукановича в шестой раз была утверждена на посту премьер-министра Черногории. В состав вновь сформированного Правительства вошли представители четырех партий: Демократической партии социалистов (ДПС), Социал-демократической партии (СДП), Бошняцкой партии (БС) и Демократической унии за албанцев (ДУА).

2.2. Электоральная активность и ее динамика

Избирательная активность на выборах составила 66%, что немного ниже показателя предыдущих президентских выборов. По сравнению с первыми парламентскими выборами, состоявшимися в 2006 году, явка снизилась на 5%. В целом, активность электората по-прежнему остается на высоком уровне.

2.3. Общенациональные итоги голосования

Кандидат Количество голосов Процент голосов
“Европейская Черногория” 170 090 (168 094; +1 996) 51,69 (48,62; +3,07)
Социалистическая народная партия 61 961 (48 644; +13 317) 18,83 (14,07; +4,76)
Новая сербская демократия 29 194 (50 753; -21 559) 8,87 (14,68; -5,81)
Движение за перемены 16 275 (45 394; – 29 119) 4,95 (13,13; -8,18)
Народная партия — Демократическая сербская партия 11220 3,41
Блок Демократический центр – Либеральная партия 7816 2,38
Партия пенсионеров и инвалидов 6434 1,96
Демократическая уния за албанцев 5 213 (3 768; +1 445) 1,58 (1,09; +0,49)
Блок Партия сербских народняков, Партия сербских радикалов, Сербское национальное вече Черногории 4281 1,30
ФОРЦА 3 769 (12 299; -8 530) 1,15 (3,76; – 2,61)
Бошняки и мусульмане вместе 3033 0,92
Албанский список 2973 0,90
Албанская коалиция — Перспектива 2007 0,61
Отечественная сербская партия 1913 0,58
Черногорские коммунисты 1 816 (2 368; -552) 0,55 (0,69; -0,14)
Партия демократического процветания 1022 0,31

2.4. Политический плюрализм и структура партийной системы.

Индекс Лааксо и Таагеперы = 3,16 (3,35 в 2006 году).
Индекс Хуана Молинара = 1,49 (1,69).

Оба индекса принимают значения близкие к результатам выборов. С одной стороны, с определенной степенью преувеличения, все четыре объединения, прошедшие в Скупщину, можно отнести к эффективным, что и демонстрирует индекс Лааксо и Таагеперы. Этот факт свидетельствует в пользу тезиса о демократичности политического режима в Черногории. В  то же время в соответствии с полученным значением индекса Хуана Молинара по итогам прошедших выборов в стране существует одна эффективная партийно-политическая организация. Следует отметить, что с 1992 года большинством депутатских мандатов в федеральном парламенте и ключевыми постами в Правительстве обладает партия М.Джукановича (1992 г. – 54,12% голосов избирателей, 1996 г. – 63,38%, 1998 г. – 41,03%, 2001 – 38,96%, 2002 г. – 41,33%, 2006 – 40,74%). Ситуация постоянного доминирования одной партии (иногда в составе коалиции) на протяжении продолжительного отрезка времени и показатель второго индекса вселяют некоторые сомнения относительно черногорской демократии.

Партийная система Черногории состоит из множества политический партий и коалиций, практически полностью охватывающих весь идеологический спектр. Однако подавляющее большинство партийно-политических объединений не пользуется популярностью у электората и обладает крайне ограниченным влиянием на общественно-политическую ситуацию в стране. Реальная политическая власть принадлежит одной партии – Демократическая партия социалистов Черногории («Демократска партија социјалиста Црне Горе»). Заметную роль в политической жизни государства играют оппозиционные объединения, определенным влиянием на повестку дня пользуются и представители политических партий и блоков, лоббирующие интересы албанского этноса. Поэтому в соответствии с классификаций, предложенной Дж.Сартори, партийную систему Черногории следует отнести к системе с преобладающей партией.

3. Географические итоги выборов.

3.1. География явки.

Особенностью электората Черногории следует назвать стабильно высокую явку как на президентских, так и на парламентских выборах. 66 % – результат избирательной активности на выборах 2009 года. Общая тенденция для регионов Черногории – снижение показателей явки с севера на юг государства.

По критерию избирательной активности регионы страны можно разделить на три группы:

  • Регионы, явка в которых превысила 70-% барьер, преимущественно сосредоточены на севере республики: Андриевица, Будва, Даниловград, Колашин, Мойковац, Плужине, Плевля, Шавник. Самые выдающиеся результаты продемонстрировала общины Мойковац (77,4%), Шавник (76%) и Плевля (74,8%). Традиционно высокую явку продемонстрировали районы сербской периферии. Практически все эти территории можно отнести к электоральной базе оппозиционных партий, в частности СНП. Единственным исключением стала Будва – один из основных центров поддержки объединения М.Джукановича.
  • Средний для черногорского электората уровень явки (от  64% до 70 %) можно наблюдать в следующих регионах: Беране, Биело-Поле, Жабляк, Никшич, Подгорица, Улцинь. Наиболее типичным представителем этой группы является столица государства – Подгорица (66,7 %).
  • Относительно невысокая степень активности избирателей была зафиксирована в регионах Бар, Котор, Плав, Рожае, Тиват, Херцег-Нови, Цетинье. Политически пассивными оказались жители юга страны, наименьшие результаты отмечены в Цетинье (53,3 %), Плаве (53,6%) и Рожае (55,9 %). Низкие показатели явки объясняются отсутствием кандидата, избирательная кампания которого была ориентирована на электорат южных районов Черногории, что проявилось в пассивности избирателей. В целом, среди представителей этой группы доминируют районы, поддержавшие «Европейскую Черногорию». Это позволяет нам сделать вывод о том, что мобилизация электоральных ресурсов правящей коалицией была проведена не на должном уровне.

3.2. География голосования.

Как уже было отмечено выше, в избирательной кампании 2009 года участвовали 16 кандидатов, однако лишь четыре партийно-политических объединения получили необходимый процент для получения мест в Скупщине: «Европейская Черногория», «Социалистическая народная партия», «Новая Сербская демократия», «Движение за перемены».

3.2.1. «Европейская Черногория»

Абсолютным победителем на выборах стала коалиция «Европейская Черногория», успех которой был обеспечен «Демократической партией социалистов Черногории». Данная партия является преемницей «Союза коммунистов Черногории» и с момента образования государства остается главной политической силой страны. Партия, демонстрирующая на каждых парламентских выборах высокие результаты, представлена в Скупщине с 1990 года. Среди приоритетных целей партийно-политического блока интеграция в ЕС и НАТО, европеизация Черногории. Главой партии является премьер-министр Черногории – Мило Джуканович, инициатор получения Черногорией независимости, контролирующий политическую ситуацию в стране с момента ее образования. Президент Черногории Филип Вуянович так же является членом партии ДПС.

Так же в коалицию входит «Социал-демократическая партия» и партии  национальных меньшинств – «Хорватская гражданская инициатива» и «Бошняцкая партия».

Средний уровень поддержки электоратом коалиции «Европейская Черногория» – 65%. Самыми активными сторонками объединения стали избиратели общин Рожае (81,8 %), Будва (70,2 %), Плав (65,3 %). Самые низкие результаты были получены в Улцинь (23,5 %), Плужине (27,6 %) и Херцег-Нови (35,9 %). Поддержка электората равномерно распределена по всей территории государства, исключая некоторые окраинные районы. В частности низкие проценты, полученные правящей коалицией в регионе Улцинь, связаны с преобладанием в районе албанского этноса (72,14%) и, соответственно, повышенными результатами проалбанских партий и коалиций. Такие регионы, как Плужине и Херцег-Нови, большая часть избирателей которых сербы по национальности, предпочли «Европейской Черногории» партии просербской направленности.

Практически четверть электората коалиции сосредоточена в столице Черногории – Подгорице (25,98). Высокий уровень концентрации избирателей «Европейской Черногории» можно наблюдать и в центральных регионах страны – Никшич (12,52) и Биело Поле (9,72). Однако следует отметить, что численность населения таких регионов страны, как Подгорица, Никшич, Биело Поле, существенно превосходит количество жителей других территорий, чем и объясняется высокий уровень концентрации голосов в вышеперечисленных районах у большинства избирательных объединений.

Активными сторонниками коалиции являются босняки и албанцы, слабая степень корреляции прослеживается и с представителями исламского религиозного направления. Обоснованием поддержки правящей коалиции албанцами и мусульманами может служить предположение о выражении данными социальными группами благодарности действующему премьер-министру за признание Косово. Отрицательная корреляция прослеживается с избирателей старших поколений, этническими сербами и жителей государства, исповедующих православие.

Коэффициенты корреляции Доля старших возрастов Сербы Албанцы Босняки Православные Мусульмане
Спирман -0,553 -0,595 0,428 0,399 -0,388 0,435
Пирсон -0,545 -0,420 -0,383 0,608 -0,254 0,299

3.2.2. «Социалистическая народная партия Черногории»

Главным оппонентом правящей партии выступает «Социалистическая народная партия Черногории», для программы которой, как становится ясно из названия, приоритетными являются социал-демократические ценности. Партия находится в состоянии конфронтации с ДПС с 1998 года, серьезным поражением для членов СНП стал распад конфедерации между Сербией и Черногорией, за сохранение которой сторонники СНП последовательно выступали. Главой партии является Срджан Милич. На парламентских выборах партия левого спектра продемонстрировала второй результат, получив 18,8 % голосов избирателей. Столь неудачное выступление оппозиционных сил государства объясняется отсутствием единого центра оппозиции в стране и распределением поддержки электората между различными партиями, критикующими политический курс правящей коалиции.

Одобрение избирателей СНП получила в северных периферийных районах Черногории, отличительными чертами которых является преобладание сербского этноса и сложное относительно южных территорий экономическое положение, что выражается в недовольстве электората проводимым властной коалицией политическим курсом. Высокие результаты были получены партией в общинах, продемонстрировавших на выборах высокую явку и полностью соответствующих описанию выше, Плужине (42 %), Андриевица (34,8 %), Мойковац (28 %). Наименее активны в голосовании за данного кандидата были южные регионы и некоторые электоральные районы запада страны: Рожае (2,5 %), Улцинь (3,9 %), Цетинье (6 %).

Наибольшей концентрацией сторонников СНП отличаются регионы Подгорица (22,75) и Никшич (11,87).

Основой электоральной базы политического объединения являются представители сербской национальности, люди старшего возраста и православные. С меньшим энтузиазмом отдают предпочтение СНП жители крупных населенных пунктов, этнические албанцы и босняки, представители католического и мусульманского религиозных направлений.

Коэффициенты корреляции Доля городского населения Доля старших возрастов Сербы Албанцы Бошняки
Спирман -0,488 0,545 0,851 -0,834 -0,531
Пирсон -0,458 0,651 0,865 -0,427 -0,400
Коэффициенты корреляции Православные Католики Мусульмане
Спирман 0,704 -0,557 -0,686
Пирсон 0,649 -0,389 -0,564

3.2.3. «Новая Сербская демократия»

«Новая Сербская демократия» (НОВА) также находится в числе критиков современного политического курса и по идеологическим критериям относится к умеренно-центристским объединениям. Просербская партия, возглавляемая Андрием Мандичем, является преемницей «Сербского списка», участвовавшего в первых парламентских выборах в Черногории. НОВА включает в себя множество мелких оппозиционных партий, не сумев достигнуть соглашения с СНП и «Движением за перемены», решила идти на выборы самостоятельно.

Относительно высокую поддержку партии обеспечили северные общины: Плевля (17,9 %), Плужине (15,7 %), Колашин (15,5 %). НОВА не смогла преодолеть 3-% барьер в следующих электоральных районах: Рожае (0,8 %), Улцинь (2 %) и Цетинье (2,3 %).

Большая часть сторонников партии зарегистрирована в трех электоральных районах Черногории – Подгорица (30,39), Никшич (13,34) и Плевля (12,77).

Среди сторонников «Новой Сербской демократии» православные сербы и представители старших поколений, на противоположном фронте – этнические албанцы и последователи ислама.

Коэффициенты корреляции Доля старших возрастов Сербы Албанцы Православные Мусульмане
Спирман 0,461 0,774 -0,616 0,475 -0,394
Пирсон 0,573 0,824 -0,447 0,605 -0,582

3.2.4. «Движение за перемены»

«Движение за перемены» Нейбойши Медоевича активно выступало за создание коалиции с СНП, но в итоге политические партии не смогли достигнуть консенсуса, и выступили независимо друг от друга. Члены антикоррупционного «Движения за перемены» находятся в противостоянии с правящей партией, что вызвало некоторые конфликты во время проведения избирательной кампании. Существует предположение, что преодолению партией заградительного барьера способствовала актуальность ее  политической программы.

Относительно успешное выступление движения и гарантию получения депутатских мандатов в парламенте ему обеспечили жители центральных регионов Цетинье (9,6 %), Подгорица (8,5 %), Херцег-Нови (8,4 %). Наименьшие результаты – Улцинь (0,9 %), Плав (1 %) и Шавник (1,9 %). Поддержка «Движения за перемены» – яркий пример столичного голосования, высокие проценты движению Н.Медоевича обеспечили крупные города, являющиеся центрами диффузии инноваций. В то время как невысокие результаты политическое объединение получило в периферийных сельских районах. Следовательно, в голосовании за «Движение за перемены» отчетливо прослеживается раскол центр-периферия. Поэтому практически половина электоральной базы движения находится в столице страны Подгорице (47,26). Повышенными показателями концентрации электората так же отличаются другие крупные города Черногории – Никшич (16,7) и Херцег-Нови (8,1).

Электоральная база движения состоит из экономически активных жителей городов, черногорцев по этнической принадлежности и православных по религиозному вероисповеданию. Отрицательно к политической программе партии настроены мусульмане.

Коэффициенты корреляции Доля городского населения Занятость Черногорцы Мусульмане
Спирман 0,639 0,649 0,735 -0,166
Пирсон 0,672 0,583 0,723 -0,538

***

Таким образом, основываясь на результатах кластерного анализа, электоральную структуру Черногории можно представить в виде трех групп:

Первый кластер практически полностью состоит из северных регионов страны– Андриевица, Жабляк, Колашин, Мойковац, Плужине, Плевля, Херцег-Нови, Шавник. Наиболее типичный представитель первой группы – Плужине. Основными особенностями членов этого кластера являются высокая явка (среднее значение – 72 %), поддержка оппозиции в лице «Социалистической народной партии» (28 %), успешное выступление в общинах партии «Новая Сербская демократия» (12 %). Результаты партии власти в первой группе невысокие относительно среднестатистических – 43 %. Среди избирателей первого кластера преобладают сельские жители (средний уровень городского населения – 39 %), представители старших возрастов (22 %) со средним уровнем дохода, этнические сербы (53 %) или черногорцы (38 %), исповедующие православие (93 %).

Второй кластер самый немногочисленный по составу, в него входит всего четыре электоральных района – Будва, Плав, Рожае и Цетинье. Эти общины находятся в разных регионах страны, их объединяет сходный тип голосования: безальтернативным фаворитом у них является объединение «Европейская Черногория» (68 %), остальные кандидаты пользуются самой низкой степенью поддержки по стране. Еще одним отличием данного кластера является невысокий уровень избирательной активности – 58 %. Основу электората второй группы составляет экономически активное городское население (61,8 %) с низкой долей жителей старших возрастов (15 %), большая часть которых черногорцы (35,9 %) или босняки (32,9 %) по этническому признаку, приоритетными религиозными течениями для них являются православие (51,2 %) и мусульманство (42,7 %).

Третий кластер включает в себя 9 территорий Бар, Беране, Биело-Поле, Даниловград, Котор, Никшич, Подгорица, Тиват, Улцинь. Община Улцинь является наиболее типичной для этой группы. В этой совокупности территорий представлен практически весь центральный регион Черногории, а также некоторые районы северного и южного регионов. Голосование в данных общинах отличается средней степенью поддержки всех участников избирательной кампании относительно среднестрановых. Эта особенность распространяется и на электорат территорий.

Ключевые электоральные расколы, представленные главными компонентами, мы можем объяснить, используя социально-экономические и демографические статистические показатели. Для анализируемых выборов удалось получить регрессионные модели довольно высокого качества, объясняющие от 62%  до 78% вариации зависимой переменной. Факторами, оказывающими наиболее сильное влияние на размежевания по главной компоненте стали возрастной («доля старших возрастов») и этнический («доля сербской национальности»). На размежевания по второй компоненте в наибольшей степени влияют фактор урбанизации («доля городского населения») и снова этнический фактор («доля черногорской национальности»).

В итоге ключевыми электоральными расколами в Черногории следует назвать этнокультурный, поколенческий и пространственный.

3.3. Стабильность электорального пространства.

3.3.1. Потери и приобретения участников

Основные игроки парламентских выборов – «Европейская Черногория» и «Социалистическая народная партия Черногории» – участвуют в избирательной кампании уже не в первый раз.

Поддержка правящей коалиции с предыдущих парламентских выборов 2006 года в абсолютных значениях выросла на 19 111 голосов. Среди регионов, в большей степени повлиявших на повышение степени поддержки «Европейской Черногории», можно выделить Подгорицу (5 515 голосов), Рожае (3 780 голосов), Бар (2 242 голоса). Лидеры роста процентных показателей объединения – Рожае (18 %), Колашин (11,1 %) и Будва (10,4 %). Повышенные результаты в вышеперечисленных территориях демонстрируют успешность избирательной кампании в первую очередь у представителей мусульманской диаспоры. Очевидно так же пристальное внимание, уделяемое коалицией, постоянным сторонникам объединения, в частности, об этом свидетельствует увеличение голосов, полученных «Европейской Черногорией» в Будве. К наиболее крупным потерям «Европейской Черногории» относятся район проживания албанского этноса Улцинь (844 голоса) и крупный город Цетинье (596 голосов), эти же электоральные районы демонстрирует рекордное снижение процентных показателей голосования за партию: Улцинь (5,8 %), Цетинье (0,6 %).

Электорат стал лояльнее и к оппозиционной партии СНП, ее поддержка выросла в целом на 10 797 голосов. Причинами такого улучшение стали общины Никшич (1 797 голосов), Беране (1 607 голосов) и Подгорица (1 292 голоса) и регионы Плужине (18,4 %), Мойковац (14,85 %), Андриевица (14,13 %). Одобрение СНП избирателями существенно понизилось в Плевле (805 голосов), Тивате (585 голосов), Баре (305 голосов). Как уже было отмечено, наибольших успехов партия достигла в периферийных сельских территориях. В наибольшей степени уменьшились проценты, полученные политической организацией в электоральных районах Тиват (5,5 %), Плевля (2,6 %) и Будва (2,3 %).

3.3.2. Индекс электоральной устойчивости

Индекс электоральной устойчивости:

  • ФОРЦА – 3,21
  • Черногорские коммунисты – 1,61
  • «Европейская Черногория» – 23,22
  • «Движение за перемены» – 17,85
  • Социалистическая народная партия – 22,76
  • Новая Сербская демократия – 15,39
  • Демократическая уния за албанцев – 9,75

3.3.3. Общая оценка стабильности электорального пространства

Общая географическая картина Черногории отличается средней степенью стабильности. Проценты поддержки крупных политических объединений в различных регионах существенно не изменяются, состав основных политических акторов так же достаточно стабилен.

Успешное выступление коалиции «Европейская Черногория» на выборах-2009, помимо прочего, стало следствием активной избирательной кампании в регионах с преобладанием нетитульных национальностей и присутствием в составе коалиции проэтнических партий. В некоторых таких электоральных районах поддержка коалиции возросла более чем на 10%. В то же время «Европейская Черногория» смогла сохранить поддержку бывших сторонников и не понесла существенных потерь.

Предвыборная программа СНП особым успехом пользовалась в урбанизированных районах у экономически активного населения. Но зафиксировано и сильное снижение голосования  за объединение в Колашине, причиной чего стала активная политическая деятельность главного противника партии.

3.4. Уровень регионального разнообразия.

3.4.1. Экстремумы и амплитуда

Минимум Максимум Размах
ФОРЦА 0,00 20,15 20,15
Черногорские коммунисты 0,09 2,45 2,36
Партия пенсионеров и инвалидов 0,38 5,47 5,09
Народная партия — Демократическая сербская партия 0,26 10,35 10,09
“Европейская Черногория” 23,20 80,94 57,74
Бошняки и мусульмане вместе 0,00 5,20 5,20
Движение за перемены 0,91 9,15 8,24
Социалистическая народная партия 2,48 41,44 38,96
Новая сербская демократия 0,80 17,77 16,97
Блок Демократический центр – Либеральная партия 0,06 8,91 8,85
Партия демократического процветания 0,00 5,32 5,32
Демократическая уния за албанцев 0,00 24,64 24,64
Отечественная сербская партия 0,02 1,45 1,43
Албанская коалиция — Перспектива 0,00 10,54 10,54
Блок Партия сербских народняков, Партия сербских радикалов, Сербское национальное вече Черногории 0,09 2,76 2,67
Албанский список 0,00 6,38 6,38

3.4.2. Параметрические показатели вариации

Голосование за каждое из четырех значимых объединений, участвующих в избирательной кампании, обладает нормальным распределением. Все гистограммы[1] обладают свойством унимодальности и характеризуются отсутствием выбросов.

О степени единообразия электоральных территорий Черногории можно судить по показателям и коэффициентам, представленным в таблицах: дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации, обобщающий показатель разнообразия и проч.

Дисперсия Стандартное отклонение Коэффициент вариации
ФОРЦА 18,57 4,31 3,76
Черногорские коммунисты 0,24 0,49 0,89
Партия пенсионеров и инвалидов 1,82 1,35 0,69
Народная партия — Демократическая сербская партия 4,99 2,23 0,66
“Европейская Черногория” 163,74 12,80 0,25
Бошняки и мусульмане вместе 2,00 1,41 1,53
Движение за перемены 5,70 2,39 0,48
Социалистическая народная партия 97,53 9,88 0,52
Новая сербская демократия 19,13 4,37 0,49
Блок Демократический центр – Либеральная партия 6,25 2,50 1,05
Партия демократического процветания 1,29 1,13 3,65
Демократическая уния за албанцев 28,25 5,32 3,35
Отечественная сербская партия 0,14 0,38 0,65
Албанская коалиция — Перспектива 5,15 2,27 3,72
Блок Партия сербских народняков, Партия сербских радикалов, Сербское национальное вече Черногории 0,70 0,83 0,64
Албанский список 3,49 1,87 2,07

Наибольшие разногласия в голосовании электората проявились в результатах партийно-политических объединений, выражающих интересы определенных этносов или религиозных направлений (ФОРЦА – 3,76, Албанская коалиция — Перспектива – 3,72, Партия демократического процветания – 3,65). Высокий коэффициент вариации у этих партий объясняется высокой поддержкой в одном-двух районах непопулярного в остальной части государства объединения. Например, партию ФОРЦА поддержали 20,39% электората региона Улцинь, в то время как средний уровень поддержки объединения – 1,15%.

Относительное согласие избирателей мы можем наблюдать в поддержке следующих претендентов на депутатские мандаты: «Отечественная сербская партия», «Черногорские коммунисты», «Блок Партия сербских народняков, Партия сербских радикалов, Сербское национальное вече Черногории» и проч.

Индекс регионального разнообразия составляет 3,35.

3.4.3. Типичные и девиантные регионы.

Среди девиантных районов голосования следует отметить Улцинь, Рожае и Плужине. Евклидово расстояние этих территорий составляет соответственно 11,62; 8,93 и 8,6. Особое положение данных электоральных районов легко объяснимо, в каждом из них существенно преобладает та или иная этническая или религиозная социальная группа, осуществляющая поддержку собственного кандидата на выборах.

Самыми типичными для Черногории следует назвать периферийные регионы – Никшиц (0,87), Даниловград (1,13), Беране (1,53). Однако еще одним представителем этой группы стала Подгорица (1,56). Присутствие центра государства не характерно для подобной совокупности, так как столицы государств традиционно занимают положение, отличное от большей части территорий страны, а электорат политического центра государства характеризуется высокой степенью самобытности и оригинальности.

3.5. Выводы.

Политическое поле Черногории, совсем недавно получившей независимость, пока еще находится в процессе становления. На политической арене государства присутствуют и долгожители, возникшие до образования нового государства, и только возникшие объединения. Партийно-политический спектр государства достаточно широк: кроме крупных стабильных участников, таких как «Европейская Черногория» и СНП, здесь присутствуют и небольшие партии, и объединения, защищающие интересы различных этнических групп и религиозных течений. Пока черногорские избиратели отдают предпочтение общенациональным объединениям, ориентирующимся на разнообразные социальные группы. Партии средней и мелкой величины, отдающие приоритет определенной социальной страте, не пользуются большой популярностью в государстве: результаты выборов таких организаций ухудшились по сравнению с предыдущим электоральным циклом. Оптимальным вариантом стратегии для подобных участников политической жизни страны стало вступление в коалиции с крупными партиями.

Ключевыми электоральными расколами для Черногории являются этнокультурный и пространственный. Но, вопреки различиям в типах голосования различных регионов страны, существенных противоречий между ними не возникает. Представители сравнительно крупных этносов входят в коалиции с серьезными политическими игроками и, таким образом, имеют влияние на политическую повестку дня. Независимо от итогов выборов несколько проэтнических партий имеют депутатские мандаты по квотам как партии национальных меньшинств. Все эти меры снижают уровень напряженности между этнокультурными образованиями и способствуют сохранению высокого уровня консолидации территорий.

Несмотря  на появление множества новых участников в политической жизни государства, наблюдается отчетливая тенденция к снижению регионализации партийной системы и поляризации территорий. Принимая во внимание распределение поддержки электората между вновь образовавшимися объединениями и приоритет небольшим партиям, лоббирующим интересы конкретных групп избирателей, надо отметить рост процентов, полученных на выборах крупнейшими общенациональными политическими акторами. Постоянные реформы и изменения в области законодательства позитивно влияют на общую политическую ситуацию в Черногории и способствуют унификации ее географической картины.

4. Источники.

http://www.freedomhouse.org/

http://hdr.undp.org/

http://www.happyplanetindex.org/

http://www.skupstina.cg.yu/

http://www.montenegro-today.com/

http://www.monstat.cg.yu/

http://www.unhcr.org/

http://www.montebella.ru/

http://www.svobodanews.ru/

http://www.rpmonitor.ru/

Прим. Статистический анализ проведен с использованием программ SPSS и Statistica.

5. Приложение.

5.1. Гистограммы

“Европейская Черногория” “Движение за перемены” Социалистическая народная партия Новая Сербская демократия
Skewness -0,036 -0,042 0,410 0,066
Kurtosis 1,481 -0,729 0,145 0,068

leandrova-montenegro-2009-img1

leandrova-montenegro-2009-img2

leandrova-montenegro-2009-img3

leandrova-montenegro-2009-img4

5.2. Некоторые используемые формулы

  • Индекс Лааксо и Таагеперы:

formula-001

где v – доля голосов i-ой партии (все голоса =1).

  • Индекс Хуана Молинара:

formula-002

где N – индекс Лааксо и Таагеперы, – доля партии победителя.

  • Евклидово расстояние (от данного региона до «страны в целом»).

formula-003

Где х – процентные показатели участников выборов по данному региону, у – средние процентные показатели соответствующих акторов (среднее арифметическое от процентных показателей данного актора в регионах).

  • Евклидово расстояние, скорректированное на число акторов.

formula-004

  • Индекс электоральной устойчивости.

formula-005

где x и xt-1 – среднее арифметическое голосования за данную партию по регионам за последние и предыдущие выборы соответственно.