Марина Леандрова. Анализ результатов президентских выборов 22 марта (5 апреля) 2009 года в Республике Македония.

,

1. Институциональный дизайн и политическая культура.

1.1. Политическая система

Македония представляет собой парламентскую республику. Главой государства является Президент, выполняющий преимущественно представительские функции. Значительную роль в политической жизни страны играет Собрание Республики Македония – представительный орган, основной носитель законодательной власти. Согласно Конституции, однопалатное Собрание может включать в себя от 120 до 140 депутатов. Политическое объединение, получившее наибольшую поддержку избирателей, формирует Правительство (орган исполнительной власти), состав которого впоследствии утверждается Президентом.

1.2. Избирательная система

Выборы Президента Республики Македония проходят на основе мажоритарной избирательной системы. По итогам голосования при отсутствии кандидата, получившего абсолютное большинство голосов электората, проводится второй тур выборов. По результатам второго тура, согласно законодательству, победителем признается кандидат, набравший простое большинство голосов при условии, что в выборах приняли участие более 40% граждан, обладающих правом голоса.

1.3. Политический режим.

Эксперты Freedom House классифицируют политический режим Македонии как «частично демократический», политические права и гражданский свободы в государстве оцениваются в 3 балла. Среди актуальных проблем государства называют этнические противостояния, свободу прессы и коррупцию. Однако, учитывая коммунистическое прошлое Македонии, эксперты отмечают существенный прогресс в сфере политических прав и свобод македонцев.

1.4. Политическая (гражданская) культура.

Политической культуре населения Македонии в большей степени соответствует пассивная культура наблюдателей. Гражданам Македонии свойственна средняя степень субъективного политического интереса. Высокая степень политического интереса характерна только для представителей нетитульных этносов, что не оказывает сильного влияния на общую ситуацию в государстве. Политическое участие не отличается высокими показателями. Участие в массовых акциях и демонстрациях присуще исключительно жителям северо-западных регионов страны, подавляющее большинство избирателей негативно реагируют на публичное выражение несогласия с политикой правительства. Что касается доверия органам власти, его следует оценить как достаточно высокое. Большая часть македонцев выражают согласие с целями и тактическими действиями вновь избранной властной элиты.

1.5. Социально-экономическая ситуация.

Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в национальной экономике Македонии, ситуация в стране по-прежнему остается тяжелой, одной из самых сложных среди бывших республик Югославии. Среди недостатков выделяют этнические конфликты, влияющие на торговые взаимоотношения с государствами, и сильную зависимость от импорта продукции машиностроительной и нефтегазовой отрасли.

Индекс человеческого развития Македонии оценивается экспертами как высокий, он равен 0,808 и в соответствии с ним республика занимает 72 место в списке из 182 стран, экспертами зафиксировано улучшение основных показателей в период с 2005 года. Но в рейтинге европейских государств Македония находится в конце списка, только Молдавия и Босния и Герцеговина занимают более низкие позиции. Страна занимает достаточно высокие позиции по таким параметрам, как продолжительность жизни и количество лиц, получивших среднее образование. Но существенно проигрывает другим странам по числу высокообразованных граждан.

Индекс счастливой планеты – 32,7. Македония находится в числе отстающих стран по данному показателю. В соответствии с ним же население государства отличает средняя продолжительность жизни и низкий уровень удовлетворенности ей.

2004

2005

2006

2007

2008

Уровень бедности (%)

9,4

9,7

9,9

9,7

9,2

ВВП (млн. ден.)

4298

4534

4892

5407

Средний душевой доход (ден.)

2114

2226

2398

2646

2. Общие результаты выборов и динамика.

2.1. Политический итог выборов

Победителем обоих туров последних президентских выборов в Македонии стал представитель правящей партии ВМРО-ДПМНЕ Георге Иванов с результатом 35,06% и 59,38% соответственно. Во втором туре практически все общины страны предпочли его кандидатуру представителю партии СДСМ. Избранный президент по происхождению представляет юго-восточный регион страны, общину Валандово, однако уже долгое время он живет в столице Македонии. Г.Иванов, как и большая часть населения республики, православный по вероисповеданию и македонец по этническому признаку. Существенных изменений в политической картине страны после его избрания пока не последовало, что объясняют сильно ограниченные полномочия президента, отсутствие времени для серьезных перемен и отсутствие противоречий с Собранием и Правительством в силу принадлежности большинства депутатов, министров и президента к одной политической силе.

2.2. Электоральная активность и ее динамика

Активность избирателей составила 56,78% в первом туре и 42,58% во втором туре. Существенное снижение показателя явки во втором туре объясняется, помимо традиционно менее активного участия избирателей в повторном голосовании, протестом представителей албанских объединений против вышедших в финальный тур претендентов. На президентских выборах 2004 года электоратом была продемонстрирована явка в 55,18% в первом туре и 51,88% во втором. В целом, активность электората осталась на прежнем уровне.

2.3. Общенациональные итоги голосования

Кандидат

Количество голосов

Процент голосов

Г.Иванов 1 тур

357355

35,06%

2 тур

453067

59,38%

Л.Фрчковски 1 тур

208440

20,45%

2 тур

264454

34,66%

И.Селмани

152788

14,99%

Л.Бошкоски

151565

14,87%

А.Бушаку

76547

7,51%

Н.Ружин

39955

3,92%

М.Хока

30476

2,99%

2.4. Политический плюрализм и структура партийной системы.

Индекс Лааксо и Таагеперы = 4,6 (3,06 в 2004 году).

Индекс Хуана Молинара = 4,04 (2,78 в 2004 году).

Расчет индексов производился для первых туров выборов.

Полученные показатели достаточно адекватны и реалистичны: четыре претендента на президентский пост получили поддержку более чем 150 тысяч избирателей и набрали высокий процент, что позволяет отнести их к эффективным политическим акторам.

Практически все кандидаты президентской избирательной кампании представляли ту или иную политическую партию. В Македонии широкий спектр различных политических объединений, но серьезным влиянием на осуществляемый политический курс пользуются две партии – правящая «Внутренняя Македонская Революционная Организация – Демократическая партия за македонское народное единство» (ВМРО-ДПМНЕ) и оппозиционная «Социал-демократический союз Македонии» (СДСМ). Особое место в политической системе страны занимают этнические партии, позиции которых так же учитываются при принятии решений. Поэтому в соответствии с классификацией, предложенной Дж. Сартори, партийную систему Республики Македония можно отнести к системе ограниченного плюрализма.

3. Географические итоги выборов.

3.1. География явки.

Общий уровень избирательной активности составил 56,78% и 42,58% в первом и втором турах соответственно. Практически во всех электоральных районах явка превысила 40-% барьер. Наиболее активными стали общины восточной части государства. Общины Северо-Восточного статистического региона продемонстрировали самый высокий процент активности (в среднем по региону – 68,6%), а общины Положского региона – самый низкий (в среднем – 55,11%). Самая высокая явка была зафиксирована в общинах Демир-Хисар, Дойран, Пехчево. Менее 35% составила избирательная активность в общинах с преобладанием мусульман Желино, Заяс, Маврово и Ростуша.

Причиной резкого снижения уровня явки во втором туре стало голосование общин с преобладающей долей этнических албанцев. Поражение поддерживаемых ими кандидатов – И.Селмани, А.Бушаку и М.Хоку – сильно отразилось на активности избирателей. В некоторых районах явка упала ниже 10-% показателя: Боговинье, Заяс, Сарай, Арачиново, Осломей, Липково, Желино. Наибольшие результаты у общин Росоман, Дойран, Лозово, Берово (более 80%).

Концентрация избирателей в том или ином регионе достаточно невысока. Наибольшее количество активных избирателей являются жителями самых густонаселенных общин Македонии: Скопье (24,19%), Куманово (4,73%) и Битола (4,62%).

Наиболее существенными электоральными расколами следует назвать этнокультурный (как правило, македонцы активнее албанцев) и социально-экономический (экономически активное население демонстрирует более высокую явку). Традиционно высокие показатели явки демонстрирует старшее поколение.

Коэффициенты корреляции Македонцы Албанцы Экономически активное население Старшее поколение
Спирман 0,771 -0,743 0,646 0,472
Пирсон 0,677 -0,754 0,561 0,514

3.2. География голосования.

В президентской избирательной кампании 2009 года участвовали семь кандидатов: четыре представителя македонского этноса и три албанца. Представители македонцев – Георге Иванов («Внутренняя Македонская Революционная Организация – Демократическая партия за македонское народное единство»), Любомир Фрчковски («Социал-демократический союз Македонии»), Любе Бошкоски (самовыдвижение) и Нано Ружин («Либерально-демократическая партия» – ЛДП). Албанский этнос представляли Имер Селмани («Новая демократия»), Агрон Бушаку («Демократическая уния за интеграцию» – ДУИ) и Мируш Хока («Демократическая партия албанцев» – ДПА). Достаточно высокий процент для продолжения борьбы за президентское кресло получили Г.Иванов (35,06%) и Л.Фрчковски (20,45%). Поддержка значительной части электората также характерна для И.Селмани (14,99%) и Л.Бошкоски (14,87%).

3.2.1. Георге Иванов

Георге Иванов родился 2 мая 1960 года в общине Валандово. Профессиональный юрист, получивший высшее образование в Скопье, в настоящее время известный политический и государственный деятель. С первых лет профессиональной деятельности в Университете им. Кирилла и Мефодия придерживался либеральных реформистских взглядов. Доктор политических наук Г.Иванов продолжительное время преподавал в университете в столице Македонии.

Нынешний президент активно поддерживает правящую консервативную партию ВМРО-ДПМНЕ, кандидатом от которой он выступил на последних президентских выборах. Партия, официально зарегистрированная в августе 1990, продолжает политику революционной организации ВМРО, отстаивавшую независимость Македонии. Политическое объединение придерживается умеренно националистических и христианско-демократических позиций, его лидером является премьер-министр республики Никола Груевский. ВМРО-ДПМНЕ одержала победу на парламентских выборах 2008 года, и в коалиции с албанской партией ДУИ сформировала правительство Македонии, где большая часть портфелей принадлежит членам ВМРО-ДПМНЕ.

Результат Г.Иванова на президентских выборах составил 35,06% (59,38%). Активной поддержкой избирателей претендент пользовался в восточных регионах страны; самые высокие проценты были получены в общинах Кратово (55,8%), Пробиштип (55,33%), Валандово (54,65%). Менее одного процента голосов получил Г.Иванов в некоторых северных албанских общинах Македонии: Студеничани (0,97%), Желино (0,53%), Арачиново (0,14%), Боговинье (0,13%), Липково (0,12%).

Концентрация сторонников Г.Иванов в отдельных общинах государства невысока. Наибольших показателей она достигает в Скопье (23,61%), Битоле (5,27%) и самой большой по площади общине Македонии Прилеп (5,01%).

Ключевыми факторами, оказавшими влияние на поддержку электоратом Г.Иванова, стали этнокультурный, социально-экономический и поколенческий. За Г.Иванова отдавали свои голоса представители македонского этноса, старшего поколения и экономически успешных слоев населения. Этнические албанцы и молодежь отнеслись скептически к кандидатуре представителя ВМРО-ДПМНЕ.

Определенное влияние на предпочтения избирателей оказали и географические факторы. Прежде всего, сыграл свою роль «эффект друзей и соседей» – Г.Иванов получил один из самых высоких результатов в родной общине Валандово.

Коэффициенты корреляции Македонцы Албанцы Экономически активное население Занятость Старшее поколение Молодежь
Спирман 0,865 -0,904 0,597 0,572 0,428 -0,417
Пирсон 0,698 -0,751 0,568 0,494 0,441 -0,457

3.2.2. Любомир Фрчковски

Любомир Данаилов Фрчковски родился в 1957 году в городе Скопье. Л.Фрчковски, как и действующий президент, окончил юридический факультет Университета им. Кирилла и Мефодия в столице Македонии, в настоящее время является профессором международного права и международных отношений. С 1990 года занимал высокие должности в государственном аппарате: в разное время Л.Фрчковски являлся министром внутренних дел, министром иностранных дел, министром без портфеля и Советником президента Македонии по конституционным вопросам и правам человека.

На выборах 2009 года Л.Фрчковски представлял главную оппозиционную силу страны – «Социал-демократический союз Македонии» (СДСМ). Политическое объединение зарегистрировано в 1991 году. Идеология партии основана на социал-демократических идеалах, СДСМ является преемником Союза коммунистов Македонии, исчезнувшего с политической арены при распаде Югославии.

Среди сторонников претендента от СДСМ наблюдается незначительное преобладание населения Скопского и Юго-Западного статистических регионов. Однако в некоторых общинах этих регионов поддержка Л.Фрчковски крайне невысока, что свидетельствует о неоднородности предпочтений электората внутри одного региона. Наибольшего успеха Л.Фрчковски добился в таких регионах, как Струмица (37,72%), Центр (36,71%), Карпош (34,38%). Самые низкие результаты были получены кандидатом в албанских общинах Липково (0,08%), Желино (0,15%), Осломей (0,27).

Большая часть электоральных районов демонстрирует низкую степень концентрации голосов (менее 1%), но есть и исключения. Высокие значения характерны для общин северных регионов страны: Скопье (25,28%), Струмица (6,59%), Куманово (5,37%), Карпош (4,36%)

Для данного актора наиболее существенны социальные расколы и размежевания, характерные и для предыдущего кандидата Г.Иванова. Л.Фрчковски также поддерживает старшее поколение, экономически активные граждане и этнические македонцы. «Эффект друзей и соседей» не оказал серьезного влияния на общий результат кандидата: городские общины Скопья в силу своей этнической и социальной разнородности продемонстрировали все возможные варианты голосования за Л.Фрчковски.

Коэффициенты корреляции

Македонцы

Албанцы

Экономически активное население

Занятость

Старшее поколение

Молодежь

Спирман

0,801

-0,765

0,642

0,648

0,474

-0,411

Пирсон

0,625

-0,600

0,716

0,694

0,574

-0,540

3.2.3. Имер Селмани

Имер Селмани родился 20 февраля 1968 года в Скопье, там же получил высшее медицинское образование. С 2006 по 2008 год занимал пост министра по здравоохранению. Имер Селмани, бывший член партии ДПА, представляет политическую партию «Новая демократия». В Македонии его называют вторым Обамой, надежды албанского населения в большей степени были связаны именно с этим кандидатом. И.Селмани – албанец по национальности, поэтому основу его электоральной базы составляют общины с преобладанием албанского этноса. Именно это регионы продемонстрировали рекордно низкую явку во втором туре президентских выборов, так как их кандидаты прекратил борьбу за президентский пост после первого тура голосования.

По итогам голосования И.Селмани получил 14,99% поддержки электората. Самые высокие проценты были получены претендентом на президентский пост в северных албанских общинах страны: Студеничани (67,79%), Арачиново (57,21%), Врапчиште (47,78%). Юг Македонии оказался наименее активным в голосовании за И.Селмани: Кривогаштани (1,17%), Вевчани (1,23%), Старо-Нагоричане (1,6%) и т.д.

Высокая концентрация голосов избирателей зафиксирована в столице и в густонаселенных регионах с преобладанием албанского этноса: Скопье (22,54%), Гостиваре (10,37%), Чаире (7,93%) и Струге (6,55%).

Среди основных электоральных расколов, характерных для данного претендента, следует выделить этнокультурный (македонцы/албанцы) и поколенческий (старшее поколение/молодое поколение).

Коэффициенты корреляции

Македонцы

Албанцы

Экономически активное население

Занятость

Старшее поколение

Молодежь

Спирман

-0,878

0,769

-0,608

-0,609

-0,494

0,479

Пирсон

-0,893

0,790

-0,578

-0,555

-0,611

0,597

3.2.4. Любе Бошкоски

Любе Бошкоски, известный македонский политик, родился в 1960 году на территории общины Тетово. В 2001 году он возглавлял Министерство внутренних дел Македонии, затем стал депутатом Собрания Республики Македония. Л.Бошкоски известен своими радикальными взглядами и затянувшимся Гаагским процессом о геноциде албанских граждан, по результатам которого он был оправдан. На президентских выборах 2009 года Л.Бошкоски выступал как независимый кандидат.

Общий итог его избирательной кампании – 14,87%. Активность электората в поддержке Л.Бошкоски сильно рассредоточена по стране. Высокий процент голосов получен им в Вевчани (40,52%), Кривогаштани (40,08%) и Чешино-Облешево (37,9%). Кандидат потерпел полное поражение в регионах с преобладанием албанского и турецкого населения: Арачиново (0,07%), Желино (0,1%), Пласница (0,11%).

Широкий разброс сторонников Л.Бошкоски по различным регионам Македонии определяет достаточно низкий уровень концентрации голосов. Наибольшие показатели: Скопье (21,58%), Битола (5,59%), Прилеп (5,4%).

Наиболее характерным для Л.Бошкоски расколом является этнокультурное размежевание. Сторонниками кандидата являются этнические македонцы. Менее значимым является размежевание по возрастному принципу.

Эффект друзей и соседей не имеет никакого влияние на предпочтения электората, так как большую часть населения общины Тетово составляют представители албанского этноса, имеющие на выборах собственных кандидатов и отдающие предпочтения им.

Коэффициенты корреляции

Македонцы

Албанцы

Старшее поколение

Молодежь

Спирман

0,649

-0,559

0,397

-0,356

Пирсон

0,549

-0,432

0,537

-0,453

 
***

Наиболее важным социальным расколом для Македонии является этнокультурный, именно он лежит в основе размежеваний по значимым участникам предвыборной гонки. Корреляционный анализ подтверждает этот тезис, наибольшие коэффициенты участники выборов имеют по параметру наличия связи между голосованием за определенного кандидата с долей македонского и албанского населения в регионе. Менее значимыми являются социально-экономический и поколенческий расколы, но их значение в некоторых случаях оказывается неоспоримым.

Географические факторы голосования оказали незначительное воздействие на формирование предпочтений избирателей, что позволяет считать глубинные расколы общества основным фактором, влияющим на размежевания электорального поля.

3.3. Стабильность электорального пространства.

3.3.1. Потери и приобретения участников.

В избирательной кампании по выборам главы Македонии 2004 года принимали участие четыре кандидата, ни один из которых не участвовал в выборах-2009. Но все четыре претендента на президентский пост в 2004 году представляли какую-либо политическую силу, имеющую своих кандидатов и на последних выборах.

Политическое объединение 2004 2009
ВМРО-ДПМНЕ С.Кедев Г.Иванов
СДСМ Б.Црвенковский Л.Фрчковски
ДУИ Г.Острени А.Бушаку
ДПА З.Желили М.Хока

Поддержка представителя теперь уже правящей партии ВМРО-ДПМНЕ увеличилась на 0,99% (22,04%). Менее активны в голосовании за данного кандидата жители восточных регионов. Наибольший спад поддержки зафиксирован в общинах Штип (-37,98%), Гевгелия (-32,96), Кочани (-27,52%). Рост процента голосов за претендента наблюдается в Юго-Западном и Положском статистических регионах страны. В лучшую сторону ситуация изменилась в западных районах со смешанным или албанским этническим составом Дебар (+30,43%), Струга (+27,63%), Тетово (+26,66%).

Существенно утратила свою популярность партия СДСМ, ее представитель Л.Фрчковски потерял 22,04% по сравнению с результатами экс-президента республики Б.Црвенковского. Увеличение поддержки кандидата от СДСМ зафиксировано только в одном регионе – Тетово с его албанским большинством (+8,46%). Особенно неудачно Л.Фрчковски выступил на востоке государства, в некоторых общинах процент голосов, полученный представителем СДСМ, снизился более чем на 40%: Чаир (-40,66%), Штип (-44,53%), Гевгелия (-45,74%), Ресен (-47,41%), Пробиштип (-49,49%).

Претендент на президентское кресло от партии ДУИ, крупнейшего объединения в Македонии, представляющего интересы албанцев, также продемонстрировал на последних выборах менее успешный результат, чем его предшественник. А.Бушаку получил на 7,27% меньше, чем Г.Острени. Электорат более активно голосовал за А.Бушаку в следующих общинах страны: Гевгелия (+24,63%), Штип (+16,7%) и Неготино (+16,43%). Юго-западный регион отмечен самым большим снижением процента в голосовании за претендента ДУИ в 2009 году: Дебар (-47,82%), Тетово (-33,62%) и Струга (-33,39%).

Совокупный результат кандидата от другой проалбанской партии ДПА снизился на 5,46%. В большинстве македонских общин за кандидатуру М.Хока голосовали активнее, чем за З.Желили, однако поддержка претендента на президентский пост в 2004 году была интенсивнее. Существенное повышение процента голосов избирателей демонстрируют Ресен (+17,78%), Пробиштип (+8,23%), Гевгелия (+5,85%). Наихудшие по динамике результаты М.Хока продемонстрировал в Положском и Юго-Западном статистических регионах Македонии, включая крупнейшие общины с албанским большинством: Тетово (-36,05%), Гостивар (-20,4%), Струга (-18,97%).

3.3.2. Индекс электоральной устойчивости.

Индекс электоральной устойчивости (Г.Иванов, ВМРО-ДПМНЕ) равен 100,83.
Индекс электоральной устойчивости (Л.Фрчковски, СДСМ) равен 78,93.
Индекс электоральной устойчивости (А.Бушаку, ДУИ) равен 68,42.
Индекс электоральной устойчивости (М.Хока, ДПА) равен 55,18.

3.3.3. Общая оценка стабильности электорального пространства.

По итогам голосования 2009 года в Македонии продолжилась смена правящей элиты, что свидетельствует о серьезных переменах в предпочтениях электората и позволяет сделать вывод о высокой степени изменчивости общей географической картины. Парламентские выборы 2006 года положили начало процессу ротации элит, оппозиционная тогда партия ВМРО-ДПМНЕ в составе коалиции одержала победу, набрав 32,51% голосов избирателей (45 мандатов из 120).

Существенное снижение итоговых результатов президентских выборов всех участников избирательной кампании вызвано, прежде всего, увеличением количества претендентов на президентский пост и распределением голосов избирателей между кандидатами с идентичными электоральными базами. Успех представителя ВМРО-ДПМНЕ и неудачу кандидата от СДСМ можно объяснить восприятием населения политического курса, проводимого до 2008 года главной оппозиционной силой страны, и надеждой на позитивные сдвиги, связанной с сильным политическим игроком, в качестве которого и выступила партия ВМРО-ДПМНЕ. В период избирательной кампании руководство партии сделало акцент на ошибках Б.Црвенковского и все еще не решенных проблемах, таких как вступление в Евросоюз и НАТО и разрешение противоречий с Грецией. Таким образом, грамотное и правильное проведение предвыборной кампании в совокупности с накопившимися государственными задачами стали причиной победы ВМРО-ДПМНЕ и, как следствие, серьезным изменением географической картины Македонии.

3.4. Уровень регионального разнообразия.

3.4.1. Экстремумы и амплитуда.

Минимум

Максимум

Размах

М.Хока

0,09

26,28

26,19

Н.Ружин

0,06

9,37

9,31

И.Селмани

1,17

63,79

62,62

Г.Иванов

0,12

55,8

55,68

Л.Бошкоски

0,07

40,52

40,45

А.Бушаку

0

78,11

78,11

Л.Фрчковски

0,08

37,72

37,64

3.4.2. Параметрические показатели вариации.

Уровень регионального разнообразия Македонии достаточно высок. Гистограммы, демонстрирующие распределение процентов голосов избирателей по разным общинам страны, в большинстве своем обладают нормальным распределением, но на некоторых из них мы можем констатировать наличие правых и левых асимметрий, выбросов и полимодальности.

Появление на диаграммах всех вышеперечисленных признаков стало следствием сильного регионального размежевания по этнокультурному признаку. Активная поддержка небольшим количеством албанских регионов собственных кандидатов (И.Селмани, А.Бушаку, М.Хока) привела к получению другими претендентами крайне низких процентов в этих общинах (Желино, Осломей, Заяс, Липково и т.д.). Тогда как большая часть регионов Македонии отдала предпочтение представителям титульной нации.

Этнокультурный фактор в первом туре выборов сильно влияет на внешний вид гистограмм распределения по участникам выборов. Появление левой асимметрии на гистограмме Г.Иванова и правой на гистограмме И.Селмани объясняют националистические лозунги первого и нетипично высокую поддержку албанцами второго. Различия в голосовании за остальных значимых кандидатов – Л.Фрчковски и Л.Бошкоски – менее радикальны, поэтому их гистограммы демонстрируют более правильное распределение. Следует отметить, что отсутствие албанских претендентов во втором туре выборов способствует существенному приближению гистограммы Г.Иванова к идеальному виду. Этому в немалой степени способствует ситуация, сложившаяся в парламенте Македонии. По итогам выборов-2008 в правящую коалицию входят ВМРО-ДПМНЕ и ДУИ, совместно сформировавшие правительство, что позволяет албанцам рассматривать кандидата от дружественной им партии в качестве более приоритетного.

Высокие значения коэффициента вариации подтверждают тезис об отсутствии единообразия македонских территорий. Они присущи всем претендентам на президентское кресло, однако наименее консенсусными кандидатами снова оказались представители албанского этноса – М.Хока (1,94), А.Бушаку (1,73) и И.Селмани (1,01). Относительно низкий результат Г.Иванова (0,47) представляет его в качестве наименее спорного претендента на президентский пост. Кроме того, при сравнении полученных параметров с результатами предыдущих выборов становится очевидным появление тенденции к увеличению различий между регионами.

О степени разнообразия электоральных районов республики также можно судить по представленным в таблице показателям.

Г.Иванов

Л.Фрчковски

И.Селмани

Л.Бошкоски

А.Бушаку

Н.Ружин

М.Хока

Дисперсия

247,51

93,47

231,59

100,44

217,10

5,17

26,91

Стандартное отклонение

15,83

9,73

15,31

10,08

14,82

2,29

5,22

Коэффициент вариации

0,47

0,55

1,01

0,63

1,73

0,72

1,94

Индекс регионального разнообразия

10,47

3.4.3. Типичные и девиантные регионы.

Среди наименее типичных для Македонии территорий выделяются албанские общины: Заяс (11,46), Осломей (9,83), Липково (8,54), Желино (8,26) и др. Наибольший девиантный показатель у общины из этой же группы – Заяс. Регионы с высокой долей турецкого этноса также отличаются высокими показателями евклидова расстояния: Пласница (6,96), Маврово и Ростуша (5,34). В другую нетипичную для страны совокупность входят городские албанские общины в составе столицы государства: Студеничани (9,2), Арачиново (9,14), Сарай (8,47).

Однако самый низкий показатель евклидова расстояния у региона Бутел (1,01), который также является одной из городских общин Скопья. Это свидетельствует о высокой степени разнообразия составляющих Скопье районов. К наиболее типичным территориями страны относятся южные регионы: Кичево (1,3), Крушево (1,33), Ресен (1,54).

3.5. Выводы.

Прошедшие президентские выборы в Республике Македония продемонстрировали динамичность и неоднородность политического поля страны. Партийная система государствами представлена двумя основными политическими объединениями, крупнейшими партиями ВМРО-ДПМНЕ и СДСМ, сменяющими друг друга у руля власти с момента обретения Македонией независимости; албанскими политическими объединениями от радикально-националистических (ДУИ) до умеренных (ДПА); прочими небольшими политическими партиями и союзами. ВМРО-ДПМНЕ и СДСМ являются общенациональными партиями, пользующимися поддержкой практически во всех регионах страны, исключая районы компактного проживания албанского этноса, представители которого поддерживают собственных представителей. Постоянное стремление лидеров и членов албанских коалиций к расширению автономии и, возможно, даже выходу из состава Македонии, позволяет сделать вывод о высокой степени поляризации территории, в основе которой лежит этнокультурное размежевание. Следствием этого являются перманентные конфликты между представителями различных национальностей и переход ко все более радикальным методам борьбы за достижение поставленных целей. Кросстемпоральный анализ показывает, что неоднородность территорий постепенно возрастает. Если раньше существенные различия в голосовании были свойственны албанским кандидатам, а претенденты от крупнейших партий пользовались общенациональной поддержкой, то на последних выборах представители ВМРО-ДМПНЕ и СДСМ получили рекордно низкие проценты (менее 1%) в районах проживания албанского этноса. Появляется разделение регионов страны на две группы, что в настоящее время является одной из ключевых проблем Македонии, решение которой окажет большое влияние на дальнейшее существование и развитие этой страны.

4. Источники.

Прим. Статистический анализ проведен с использованием программ SPSS и Statistica.

5. Приложение.

5.1. Гистограммы.

Г.Иванов 1

Л.Фрчковски 1

И.Селмани

Л.Бошкоски

Г.Иванов 2

Л.Фрчковски 2

Skewness

-0,92

-0,19

1,40

0,24

-0,06

-0,51

Kurtosis

-0,31

-0,82

0,89

-0,30

0,08

0,46

leandrova-macedonia-2009-img1

leandrova-macedonia-2009-img2

leandrova-macedonia-2009-img3

leandrova-macedonia-2009-img4

leandrova-macedonia-2009-img5

leandrova-macedonia-2009-img6

5.2. Методологические указания.

5.2.1. Типы политических (гражданских) культур определяются по следующей таблице:

Наименование

типа

Ориентации на объекты

Система

Выход

Актор (Я)

Эмпирические индикаторы ориентаций

Субъективный политический интерес

Политическое доверие

Участие в политических акциях

Высокий

Средний

Низкий

Высокое

Низкое

Высокое

Низкое

Пассивные культуры

Приходская

+

+

+

Подчинения

+

+

+

Наблюдателей 4

+

+

+

Наблюдателей 3

+

+

+

Наблюдателей 2

+

+

+

Наблюдателей 1

+

+

+

Активные культуры

Протестная

+

+

+

Клиентелистская

+

+

+

Автономная

+

+

+

Гражданская

+

+

+

Участия

+

+

+

Гражданская участия

+

+

+

По: Heunks F., Hikspoors F. Political culture 1960-1990 // De Moor R. (ed.). Values in Western Societies. Tilburg, 1995.

5.2. Некоторые используемые формулы

  • Индекс Лааксо и Таагеперы:

formula-001

где v – доля голосов i-ой партии (все голоса =1).

  • Индекс Хуана Молинара:

formula-002

где N – индекс Лааксо и Таагеперы, – доля партии победителя.

  • Евклидово расстояние (от данного региона до «страны в целом»).

formula-003

Где х – процентные показатели участников выборов по данному региону, у – средние процентные показатели соответствующих акторов (среднее арифметическое от процентных показателей данного актора в регионах).

  • Евклидово расстояние, скорректированное на число акторов.

formula-004

  • Индекс электоральной устойчивости.

formula-005

где x и xt-1 – среднее арифметическое голосования за данную партию по регионам за последние и предыдущие выборы соответственно.